Псиджампинг - новое в психологии

Псиджампинг - новое в психологии

На днях провели первое пробное занятие по Псиджампингу. Это психологический тренинг на батуте - моя авторская разработка, о которой сегодня и расскажу. Тренинг включает в себя четыре компонента: прыжки на батуте, аутентичное движение, контактную импровизацию и элементы телесно-ориентированной психотерапии. Про аутентичное движение и контактную импровизацию написано много, скажу вкратце, что нужны они для раскрепощения, развития спонтанности, осознавания своих потребностей, лучшего управления телом, развития доверия, а значит и для уменьшения тревожности, скованности. Телесно-ориентированная психотерапия тоже становится известной и понятной и широко применяется для решения множества психологических задач. А вот каких-либо упоминаний об использовании батутов в психологических тренингах я не нашла. Единственная методика реализуется сейчас в Тюмени для детей-аутистов. Для взрослых людей ничего подобного нет. Идея создать тренинг родилась после полутора лет занятий батутным фристайлом и неожиданных изменений у меня, поэтому, можно сказать, что методика проверена на себе. А теперь поподробнее.   

Началось все с того момента, когда я в 36 лет вдруг решила, что надо попробовать попрыгать на батуте. Решение, надо сказать, было спонтанным, на тот момент мотивированным только любопытством и восторженными отзывами моего клиента. 

Первый поход в батутный центр любопытство только подогрел, и начались более-менее регулярные тренировки. Отмечу, что со спортом у меня отношения всегда были несколько параллельные, мы практически не пересекались, в детстве спорт в жизни был представлен коньками с максимальным достижением «еду прямо и медленно-медленно разворачиваюсь» и шахматами, где один раз были даже какие-то детские соревнования. На этом все. Уроки физкультуры давались тяжело, координации ноль, управления телом и того меньше, и вообще, книжки читать было куда интереснее. 

Ситуация немного поменялась, когда занялась Тайцзицюань и телесно-ориентированной терапией, навык управления телом появился, даже стали получаться всякие разные удары, падения и сложные движения. Но, например, кувырки, так и вызывали ощущение чего-то недостижимого. 

И если бы мне кто-то сказал, что я буду заниматься акробатикой, ничего, кроме смеха, это бы не вызвало. Но у тренеров был взгляд иной: научить можно каждого, было бы у него желание. И понеслось: элемент за элементом, сложнее и сложнее, предсказуемые изменения на уровне тела,  и, что было странным, изменения в психике, чего я не ожидала. 

Вот какие эффекты на данный момент удалось отследить и проанализировать. 

  • Улучшение настроения во время тренировки и долгое время после. Объясняется тем, что мозг во время прыжков занят поиском оптимального положения тела, чтобы приземлиться удачно, ему некогда думать о проблемах, и постепенно негативные мысли уходят на второй план. К тому же, во время прыжков, от чувства полета и невесомости, вырабатываются в ощутимых количествах так называемые «гормоны радости», и тут уж реально не до депрессии. Еще добавим сюда ассоциации с детством, беззаботностью, радостью. Многие взрослые солидные люди превращаются в детей малых, проведя полчаса, просто прыгая вверх-вниз, смеются, дурачатся, получая огромное удовольствие. 
  • Повышение уверенности в своем теле, рост уровня доверия к телу. Когда удачно выполняешь элементы, а при неудачах падаешь правильно и безопасно, волей-неволей начинаешь понимать, что тело не подведет, найдет выход даже из довольно сложной ситуации. Естественно, даже после нескольких занятий, чувствуешь себя намного увереннее при ходьбе по льду, по узкому бордюру, по грязи, при езде на лыжах, сноуборде, коньках, велосипеде. 
  • Снижается тревожность, ведь можно просто доверять телу, не надо за него бояться, а значит, снижается и контроль. А снижение контроля, в свою очередь, ведет к высвобождению множества ресурсов и энергии, которые можно направить на что-то более полезное. 
  • Повышается уверенность в своих силах. Когда ты делаешь свое первое сальто, зарождается убеждение, что человек может все, рушатся стереотипы о недоступности многого в силу возраста или отсутствия идеальной физической формы. И постепенно твое «я не могу!» превращается в «а как это сделать?», открывая такие возможности… И ведь вы понимаете, что это не только на тренировках, но и в обычной повседневной жизни, на работе или в бизнесе. И тут уже самооценка неумолимо ползет вверх от достижений, которые раньше казались сверхъестественными. 
  • Помню меня сильно зацепило правило «делать элементы на счет три», без раздумий, без долгой подготовки. Постепенно это правило перешло и в жизнь: решила – делаю, без рефлексии, сомнений, терзаний, откладывания на потом. 
  • Еще одно замечательное правило: «нельзя передумывать во время прыжка», передумывание чревато серьезными травмами. Отлично работает и в жизни, когда вроде начинаешь что-то делать, но перед лицом сложности хочется сдаться, а нельзя, надо идти до конца. Много дел успешно завершено было, благодаря этому теперь уже встроенному убеждению. 
  • Улучшение концентрации внимания. Когда выполняешь более-менее сложный элемент, все внимание должно быть сосредоточено на теле, на предстоящем прыжке, людей вокруг, звуки нужно уметь отодвигать в сторону, причем, опять же достаточно быстро. Со временем проще концентрироваться в шумном помещении, среди толпы, на оживленной дороге. Мозг учится выхватывать главное и удерживать его, следовательно, повышается работоспособность, улучшается память. 
  • Быстрота принятия решений. В акробатике иногда есть только секунда или даже меньше, чтобы перегруппироваться. И нужно очень быстро проанализировать ситуацию и отдать команду телу. Навык тренируемый, успешно переносится в жизнь, давая огромное преимущество перед решающими и думающими медленно. 
  • Умение одновременно охватывать вниманием все тело – навык, который годами оттачивают в восточных системах. На батуте он явно встраивается быстрее, без него там тяжко. В «мирской» жизни дает спокойствие, умиротворение, защищенность, уверенность, что все под контролем и все идет так, как надо. 
  • Ну и, наконец, страхи. Это пункт особый. Они будут преследовать тебя почти на каждой тренировке, становясь по мере твоего роста все сильнее и заковыристее, и от того, насколько ты научишься с ними справляться, сильно зависят результаты. Чувствуете аналогию? Сколько прекрасных начинаний, задумок, планов было отложено из-за страхов? Сколько возможностей упущено? Сколько слов нужных не сказано? А на батуте у тебя появляется азарт, кураж, который и позволяет эти страхи раз за разом сводить на нет. А как только страх остался позади, появляется эйфория и гордость за себя, а это уже повод идти на следующий подвиг. Естественно, навык переносится и в обычную жизнь, в которой страхов становится все меньше и меньше. 

Я имею большой опыт в психологическом консультировании, по наблюдению, один из самых частых запросов клиентов – состояние неудачника, неверие в себя, нерешительность, откладывание на потом, сомнения, вялость, пассивность, а отсюда – не та работа, не те отношения, раздражение, безнадега и дальше по списку. Вот с такими запросами отлично справляется Псиджампинг. Можно помочь и «обычными» способами, есть для этого масса направлений в психотерапии, но работа длительная, кропотливая и уж точно не веселая. Мне по душе более быстрые способы решения задач, а уж если процесс сопровождается массой позитивных эмоций, то однозначно я «за». 

Вот поэтому и родилась такая странная программа, где прыжки на батуте и различные виды телесно-ориентированной психологии усиливают действие друг друга и приводят к быстрым видимым результатам. Пробное занятие уже доказало эффективность методики, будем дальше опробировать уже на основном курсе.

Замечу также, что подобный эффект от прыжков возможен только при регулярных занятиях и под руководством опытного тренера, который хорошо разбирается в психологии. Бессистемные занятия поднимают настроение, улучшают физическую форму, но ярко выраженным психологическим эффектом не обладают.

Старт курса в Томске 7 декабря. Если есть желание - присоединяйтесь.
Подробно о тренинге - здесь

А вот небольшой видеоролик с прошедшего пробного занятия.