Делать ли домашние задания с ребенком?

Делать ли домашние задания с ребенком?

И снова о наболевшем.

У меня в окружении много родителей школьников. И я от многих слышу, что ежедневно мамы и папы делают домашние задания. Лет 5 назад я удивлялась, а сейчас сильно озадачена. Я вижу необходимость учиться вместе с детьми только в одном случае: есть сложности, проблемы в развитии. Но таких детей единицы. Остальные – здоровые, умные, полные сил. И речь не о том, что ребенок иногда спрашивает что-то непонятное, это как раз полностью укладывается в мою картину мира. Нет, о ежедневных, иногда многочасовых, домашних заданиях.

Когда задаю вопрос «а зачем вы это делаете?», вижу столько подавленных эмоций, что понимаю: тут больное место. Основные причины: иначе ребенок не хочет делать домашку, ребенок не понимает, учитель не объясняет, ребенок сделает плохо и ему поставят двойку, ребенка в случае неуспеваемости отправят в коррекционную школу, все делают и я делаю.

И вот тут вырисовывается жуткая картина. Школа вроде бы должна помогать ребенку вырасти образованным, воспитанным, подготовленным к взрослой жизни человеком, то есть школа обслуживает потребности детей. А естественное желание родителей – здоровый, счастливый, успешный ребенок. И родители по логике тоже должны быть на стороне ребенка. А почему все наоборот-то? Все больше и больше детей не хотят идти в школу, так как не видят в ней смысла, но об этом в следующих статьях. А что происходит с родителями?

Провела небольшой опрос. В основном дети опрошенных ходят в обычные, не привилегированные школы, то есть учатся по схожим программам. Примерно половина опрошенных сказали, что помогают по просьбе, случается это редко, они придерживаются мнения, что учеба - это полностью ответственность ребенка: получил двойку - исправляй, не понял – спрашивай, ищи информацию. А время с ребенком они проведут более интересно для всех. В итоге дети прекрасно справляются сами.

А вот вторая половина опрошенных родителей с благими намерениями отбивает у детей желание учиться и развиваться на корню и потакает непрофессионализму учителей.

Разберем на примерах. Учитель плохо объяснил урок, большинство детей в классе не поняли, как делать домашнее задание. Те, кто учится самостоятельно, начнут решать эту задачу: или перечитают несколько раз, или спросят у одноклассников, или спросят у Гугла, или просто не будут делать домашнее задание, объяснив это тем, что они не поняли. Во всех случаях – у ребенка формируется ответственность, инициативность, способность принимать решение. Пригодится ему в будущем? Конечно. Даже если ребенок получит двойку за несданную работу, он научится более важному – преодолевать трудности. Если не сделает весь класс или большая половина, учителю придется задуматься о причинах и, я все-таки в это верю, он что-то поменяет в преподавании.

А если ребенок не понял, сказал об этом родителям, те быстренько прочитали учебник, посоветовались с другими родителями, спросили у Гугла, а потом доступно рассказали ребенку, то что вынес из этого урока ребенок? Что у него умные родители и что ему совершенно не нужно внимательно слушать учителя, задавать вопросы, искать ответы, думать, напрягаться, решать задачу и нести какую-либо ответственность за свою учебу. Родители помогут и все за него сделают. И если такая ситуация будет повторяться часто, то зачем тогда вообще ходить в школу и зачем нужен учитель? Добавляем сюда подростковый возраст и получаем беспощадный бунт: в школу не пойду, смысла в ней не вижу, учиться не буду, мне это не интересно. Поменяет ли учитель что-то в своей работе, если видит, что «ученики» прекрасно все осваивают?

Еще очень распространенная ситуация: задали на дом сделать какую-то сложную поделку абсолютно непонятного предназначения и не имеющую никакого смысла. Ребенок прекрасно понимает, что это его не то что не интересует, он даже в страшном сне представить не может, что на это дело нужно убить полдня, а то и пару дней, и отказаться от любимой тренировки или общения с друзьями. И не он один, на перемене с классом уже обсудили. Приходят эти дети домой, откровенно жалуются родителям. Картина утопическая: мамы быстренько в чате родительском обсудили и детям разрешили не делать, сказав, что все уладят. С учителем поговорили, задание заменили на более адекватное. Дети сделали вывод: родители на моей стороне, я могу влиять на ситуацию, отстаивать свои права, я важен, я любим, учитель нормальный, все могут ошибаться. Картина реалистическая: мамы с папами сделали поделку ценой бессонной ночи, дети в это время тоскливо сидели и тупили или их вообще спать прогнали. Вывод ребенка: школа – тюрьма, бессмысленность, родители меня не слышат, я ничего не решаю, учитель идиот. Как эти выводы скажутся на его жизни?

А еще сложнее будет той семье, которая вопреки всем, в одиночку, решила отстаивать право своей дочери или сына на нормальное образование. Мама скорее всего будет послана учителем подальше, ребенок придет без поделки, его будут стыдить, он получит двойку и это на фоне всех «прекрасно» справившихся с заданием. Но с большой долей вероятности этот ребенок будет наиболее успешным и счастливым потом, во взрослой жизни, хоть и уйдет скорее всего на домашнее обучение или в платную школу. Как думаете, почему?

Наверное, это жестко, но не дети не справляются с обучением, дети сейчас наоборот очень талантливые и умные, не справляются со своим эго, своими страхами, эмоциями родители и калечат детей, и вот это уже страшно.