Психолог, специалист по отношениям

Ограничения, запреты как причина скуки и вечного поиска смысла

Ограничения, запреты как причина скуки и вечного поиска смысла

Встречали людей, которые жалуются на отсутствие интереса в жизни, на то, что ничего не хочется, ничто эмоционально не трогает, нет дела, нет смысла, все серо, скучно, ничего не получается? Думаю, да, их много.

На мой взгляд, одна из причин такого состояния - масса ограничений и запретов. Понятно, что многие из них идут из детства. «В грязь не лезь, быстро не беги, не кричи, собаку не трогай, шапку не снимай, сосульку на вкус не пробуй» и т.д. Ребенок с его любопытством и жаждой познания всеми силами заталкивается в рамки, законы, правила. Что же в итоге? Малыш в грязь не идет, но лишается частички себя, ведь он же страстно хотел, на тот момент это была наиважнейшая потребность, но пришлось себя предать, послушать маму, дать умереть желанию. Если такой запрет всего один, что, кажется, нереально, то никак он на дальнейшем развитии не отразится. Но плохо то, что ограничений много, и каждый день ребенок вынужден отказываться от своих желаний и потребностей, причем чаще всего не осознавая, ради чего, во имя какой такой великой цели. Просто «Нельзя». Достигнув совершеннолетия, человек понимает, что вроде бы теперь все можно, но по накатанной продолжает теперь уже сам себе запрещать все подряд, ведь «Так не принято». Да и теперь уже сложно понять, где его желания, где он сам, чего он хочет. А запреты – это иллюзия упорядоченности, устроенности, иллюзия правил жизни. Вот и множатся они со страшной скоростью.

Ощущение полноты жизни, удовлетворение собой, яркие эмоции - все это в основном связано с новизной, развитием, движением, реализацией желаний. Естественная реакция на новое – любопытство, интерес, предвкушение эмоций. Стандартная реакция на новое покалеченных запретами – страх. Они до сих пор ждут окрика или шлепка. Даже если мамы, папы, воспитательницы уже нет в живых, и у самих давно внуки. Все равно «Нельзя». А чтобы не возникло соблазна копатьcя в проблеме и что-то менять, мозг услужливо подбрасывает объяснения: «ты уже старый, больной, у тебя дети, положение в обществе, ты порядочный, в твоем возрасте так не делают» и проч. Таким образом, как бы появляется тот самый смысл, ради которого можно отказаться от истинных желаний: «я хороший начальник, поэтому я не имею права увольнять своих подчиненных», «мне 40 лет, я мама двоих детей и поэтому я не могу записаться на брейк-данс, меня не поймут», «я должен думать о будущем, копить на квартиру, поэтому я не могу себе позволить на год уехать в джунгли».  

А если страшно все новое, то приходится жить во всем старом. Но старое рано или поздно становится тесным, приходит в негодность, вот тут и начинается маета, и никакие высокие цели не спасают. По-старому уже жить тошно, а на новое решиться никак не получается, даже если хочется, нет механизмов, инструментов, тормозит страх. Иногда, редко, жизнь сама дает пинок: серьезная болезнь, катастрофа, стихийное бедствие, война – приходится меняться резко, насильственно. В большинстве же  люди так и живут, медленно угасая, теряя вкус к жизни, кто-то тоскливо смотрит сериалы, кто-то пьет, кто-то запрещает все уже своим детям. 

Досадно от того, что проблема решаема, причем относительно быстро и просто. Любой опытный психолог в состоянии помочь. Человек и сам способен вытянуть себя из болота, но нужно очень-очень много усилий и  смелости. Рецепт же прост: отслеживаем ограничение и идем навстречу страху, всеми силами его преодолеваем, снимаем ограничение, повторяем пару раз для закрепления… и ищем следующее ограничение. Награда за смелость – возвращающееся ощущение жизни, более сильные эмоции, новые желания, новые горизонты, новые возможности. 

Хотите проще, под чутким руководством специалиста? Приходите в Школу перемен – запреты будем преодолевать весело, заодно освоим еще один важнейший навык счастливой жизни – умение посмеяться над собой.