Психолог, специалист по отношениям

Отдавать ли ребенка в спортивную секцию?

Отдавать ли ребенка в спортивную секцию?

На днях посчастливилось побывать на интересном мероприятии. Наш Томский государственный университет организовал под открытым небом интерактивную площадку для абитуриентов, а мой любимый Батутный центр «Джордан» пригласил поучаствовать в мастер-классах по прыжкам на батуте. И неприятно поразило, немало удивило и послужило толчком к написанию этой заметки одно наблюдение. Не знаю уж почему было на этом мероприятии мало абитуриентов, а мам с детьми очень много, но не об этом сейчас, а о том, что дети хотели прыгать, родители их направляли к нам, а дальше вот то самое удивление: в большинстве своем дошкольники и младшие школьники совершенно не умеют двигаться, не владеют своим телом, не в состоянии повторить простейшее движение за тренером. Все попытки сводились к каким-то разболтанным, хаотичным, и я бы даже сказала, истеричным, подергиваниям руками и ногами. Падать тоже не умеют, бьются головой, спиной, хорошо было мягко, а если в обычных городских условиях?

А добавим к этому лишний вес, то есть критическое нарушение питания, отсутствие загара в конце июля, то есть ребенок летом (!!!) основное время проводит в помещении, кривой позвоночник из-за сидячего образа жизни, и получаем весьма печальный портрет среднестатистического представителя подрастающего поколения.

О чем это говорит? О том, что, к сожалению, родители не уделяют должным образом внимания физическому развитию. Художественная и музыкальная школа, скорочтение, английский – это, конечно, хорошо, но проблемы с осанкой, а значит, и со здоровьем, очень слабые мышцы, отсутствие координации, ловкости, выносливости приведут к далеко не счастливому подростковому периоду, а потом будут отравлять и взрослую жизнь.

Немного пофантазируем на тему будущего этих страдальцев. Уже сейчас видно, что дети взвинчены, не знают, куда себя деть, энергии много, она рвется наружу. Самый оптимальный способ ее выпустить – вволю подвигаться, побеситься, посоревноваться, устроить подвижную игру. А что делать, если не умеешь, и мама говорит, что упадешь, разобьешься и нужно быть аккуратным? А если хотелось бы по стройке полазить, с гаража на гараж попрыгать, на дерево взобраться, но даже с дивана падаешь, коленки, лоб разбиваешь? Остается только устраивать истерики, чтобы хоть как-то реализовать потребность в активности. А истерики вызывают бурное негодование у родителей, бабушек, дедушек, воспитателей, навешивается ярлык «гиперактивность» и выдвигаются все новые и новые запреты, а с ними отчуждение, непонимание, обиды, а потом подавление естественной активности, изнурительная борьба с все растущей энергией и силой. И получаем подростковый бунт, бессмысленный с точки зрения взрослого, и беспощадный с точки зрения естественного отбора. И тут или паркур, сноуборд, альпинизм, парашют и прочий экстрим, это если удалось отвоевать право на движение, или психосоматика во всей красе и «вредные» привычки, если взрослые одержали победу. По первому пути пойдут единицы и, если не убьются, то, скорее всего, проживут вполне счастливую жизнь. В основном, будет путь второй, полный болячек, страхов, недовольства собой, неуверенности, разочарований во всем, хождения по врачам, психологам. Этих людей мы видим ежедневно на улицах городов, у них сутулая спина, напряженная боязливая походка, тусклый тревожный взгляд, низкая самооценка, почти всегда плохое настроение.  

Вы хотите, чтобы ваш ребенок стал таким?

Нет? Тогда держите простой рецепт: спортивная секция с осени до весны и деревня летом. Да, это не гарантия счастливой жизни, но очень большой вклад в будущее. Сейчас поясню.

Зачем ребенку спорт? Спорт высоких достижений, международные соревнования, возможно, и не нужны, это по сути уже тяжелая работа. Но вот спорт как увлечение жизненно необходим. Начиная заниматься регулярно под началом опытного (что тоже немаловажно) тренера, ребенок учится не только бегать, прыгать, плавать, он учится множеству, казалось бы, не связанных со спортом вещей.

Умение управлять своим телом пригодится и в обычной жизни. Способность не просто махать руками, ногами, а выполнять слаженные эффективные действия всеми частями тела приведет к отсутствию скованности при ходьбе по льду, даст возможность безопасно ездить в городском транспорте, отделаться легким испугом при форс-мажоре, поможет комфортно перемещаться по горам, лесам, чувствовать себя уверенно на высоте и т.п. То есть, человек будет уверен в своих силах, он знает, что тело не подведет в сложной ситуации, значит можно не тратить силы на страхи и тревогу, а сконцентрироваться на текущем моменте.

Самодисциплина. Без нее в любом спорте никуда. Нужна ли самодисциплина в жизни? Конечно. Это и поддержания режима дня, и умение приходить вовремя, доделывать дела, распределять время, концентрироваться на важном, анализировать свои действия, следовать намеченному пути.

Постановка и достижение целей. Спорт построен на стремлении к результату, но и в работе или бизнесе без результата никуда. Ребенок в секции, сам того не замечая, учится идти к цели, причем делать это комфортно, с азартом. И эти навыки он переносит сначала на учебу, потом на работу или дело всей жизни. Ему вряд ли будет мешать плохое настроение или косые взгляды окружающих, есть цель, значит она будет реализована.

Умение достойно соревноваться, выдерживать напряжение борьбы, стремление быть лучшим. Это, наверное, одно из основных качеств успешного предпринимателя, да и не только предпринимателя, а и профессионала во многих областях. Развивать его, будучи взрослым, тяжело, мешает жалость к себе, страхи, установка «и так хорошо, зачем еще напрягаться». А ребенку соревноваться легко и весело.

Работа в команде, умение доверять, чувствовать, слышать другого, распределение обязанностей, взаимопомощь. В командных видах спорта, да и во многих одиночных тоже, развитию данных навыков уделяется много внимания, и незаметно, постепенно, умение работать в команде переносится и в повседневную жизнь, а значит, улучшается коммуникация, что в дальнейшем приведет к более гармоничным отношениям в семье, в рабочем коллективе, да и просто с незнакомыми людьми в самых разных ситуациях.

Преодоление страхов, ограничений. Сколько возможностей упускается только из-за страха, не пересчитать. Тот, кто с детства, умеет преодолевать страх, идти ему наперекор, добьется многого.

Управление эмоциями. В наше время почти всеобщей эмоциональной несдержанности, такой навык на вес золота. Нужно ли пояснять, что в спорте научат владеть своим состоянием? Излишне эмоциональный спортсмен – это не спортсмен. Кстати, управление своей эмоциональностью очень важно для девочек, коим общество одновременно предписывает быть истеричными, капризными, инфантильными и осуждает за это.   

Умение эффективно отдыхать и восстанавливаться. Любой ребенок-спортсмен с ходу назовет вам с десяток способов быстро привести себя в форму. Многие взрослые, в детстве не обремененные физическими нагрузками, не вспомнят ничего, кроме сна. Нужны ли доказательства, что отдыхать они не умеют?

И наконец, здоровье. Привычка двигаться, сформированная в детстве, останется на всю жизнь. А значит, гиподинамия и связанное с ней огромное количество заболеваний, могут пройти мимо тех, кого родители привели в спорт.

Вы все еще думаете?

Тогда напоследок личное наблюдение за детской группой Батутного центра «Джордан».

На протяжении года вижу этих детей и замечаю колоссальные изменения. Вначале это были дети как дети, возбужденные, нервные, несдержанные, неуклюжие, плохо понимающие, что можно, что нельзя, порой враждебно относящиеся к другим детям. Приходя в зал, бесцельно бегали, кричали, не слушались взрослых, пробовали истерить, если что-то не нравилось. Спустя год, тех, кто остался в секции, вы никогда не спутаете с просто пришедшими попрыгать. Что поменялось?

Осознанность. Даже восьмилетние понимают, что они делают, для чего они это делают, к чему это приведет. Они знают свои возможности, знают технику безопасности, бездумных движений нет.

Самостоятельность. Занять себя на протяжении часа-двух? Легко. Причем, будет и игра, и отработка новых элементов, и отдых, и что-то для расслабления и удовольствия.

Ответственность. Да, даже маленькие дети стараются изо всех сил не подвести тренера и порадовать родителей.

Целеполагание в 12 лет? Да, и еще какое. Подготовка к соревнованиям, выступлениям, получение разряда, стремление быть круче, а значит многократные повторы, дополнительные тренировки, преодоление усталости, страхов, неуверенности.   

Спокойствие. Даже если что-то не получается, трудно, обидно. Даже если нужно повторить что-то сто раз. Даже если проиграл. Спокойствие и понимание, что нужно тренироваться лучше, больше, что все в твоих руках.

Умение общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Я иногда забываю, что разговариваю с шестиклассником.

Красивые движения, правильная осанка, открытый взгляд.

Расслабленные счастливые родители.

Хотите?